Автоматические коробки различных производителей отличаются по внутреннему устройству, количеству передач и маркировке. Но в основной массе имеют схожие режимы управления.
Режим «Р» — Паркинг, механически блокирует трансмиссию автомобиля. Конструктивно может представлять собой шестерню с пазами, надетую на вторичный вал АКПП, в которую входит специальный штырь, приводимый в движение селектором выбора передач. Это аналог ручного тормоза. Многие автолюбители пользуются только этим режимом при стоянке и напрочь забывают о ручном тормозе. При использовании «ручника», вы к тому же взводите тормозные колодки в барабанных тормозах задней оси. Если вы припарковались на склоне, то сначала поставьте автомобиль на ручной тормоз, а уже после на паркинг.
Режим «R» — Реверс, включает заднюю передачу.
Режим «N» — Нейтраль, двигатель автомобиля отсоединён от трансмиссии и вы можете буксировать (на малое расстояние) или толкнуть его вручную. Почему на малое расстояние? Буксировка может привести к повреждению АКПП и поэтому все автопроизводители рекомендуют транспортировать автомобили на эвакуаторах.
Режим «D4» — Движение (на моделях, у которых нет режима “O/D”), трансмиссия автомобиля работает в четырех-скоростном режиме. Этот режим идеально подходит для движения по ровной местности, асфальту. Наиболее используемый режим, электронный блок управления (на большинстве машин) самостоятельно переключает передачи, в зависимости от скорости автомобиля, оборотов двигателя и положения педали акселератора.
Режим «D3» — Движение(может так же маркироваться символом D), трансмиссия автомобиля работает в трех-скоростном режиме (если не включен режим «O/D»). Такой же режим, как и D4.
Режим «2» — Использование только двух передач, используется на подъемах и спусках (торможение двигателем), на бездорожье. Разрешено использование на скорости менее 80 км/ч.
Режим «L»Пониженная (может маркироваться «1»), пониженная передача, только 1-я скорость.
Дополнительные режимы.
Зимний режим (маркируется *, “SNOW”, “HOLD”, “WINTER”). Зимняя программа – не дает буксовать колесам, когда вы страгиваетесь с места.
Автомобиль начинает движение сразу со второй скорости. Включение передач происходит при меньших оборотах двигателя.
В теплое время года этот режим использовать не рекомендуется, так как можно перегреть коробку.
Спортивный режим (“POWER’’, “SPORT”) Максимально эффективно используется мощность двигателя. Передачи растянуты, АКПП позже переключается на следующую передачу.
Экономичный режим (“ECO”, “MANUAL”) Режим предназначен для спокойного движения, без всяких рывков и ускорений.
O/D режим (“OverDrive”), Разрешает блоку управления АКПП переключение на четвертую передачу при достижении определенной скорости. Чаше всего в районе 65 км/час.
Кик-даун. Режим переключения на пониженную передачу при резком нажатии педали акселератора. Подходит для резкого ускорения, например для обгона.
- Не пытайтесь завести автомобиль с толкача (масляный насос АКПП приводится в действие только от двигателя. Первичный и вторичные валы жестко не подключены друг к другу);
- Трогаться и менять направление движения, только при нажатой педали тормоза и полностью заторможенном автомобиле (Этим вы избежите гидравлические удары в АКПП);
- Снимать ногу с педали при троганье только, когда почувствуете легкий толчок (передача включена);
- При короткой остановке на светофоре не нужно переводить селектор в положение “N”;
- Если забуксовали, то не нужно переключать селектор в положение вперед/назад (раскачивать) и не газуйте. Переведите селектор в положение “L”(“1”) и «играя» педалью тормоза, заставить колеса вращаться медленно;
- Зимой прогрейте АКПП перед движением, включите первую или вторую передачу при начале движения. Ни в коем случае не стоит газовать, нажав на педаль тормоза и включив передачу. Масло холодное, а давление около 11 кг/см2., может посрывать шланги.
- В городе лучше не использовать режим “O/D”(D4), так как он в основном предназначен для движения по трассе;
- Следите за уровнем масла.