
Автомобильная система кондиционирования (или в простонародье- кондишка) прочна вошла в обязательную опцию при покупке автомобиля в автосалоне или на рынке. Для многих покупателей, это может стать решающим фактором при приобретении авто.
Наша страна огромна и расположена в разных климатических зонах. Где-то жарко и тепло пять месяцев в году, а где-то и пару недель за счастье. Пара недель- это немного утрированно, я имею ввиду- когда действительно выглядывает солнышко и становится нестерпимо жарко. С другой стороны кондиционер используется не только для борьбы с жарой, но и для поддержания нормальной влажности в салоне. Например, во время дождя, когда начинают запотевать окна. А чтоб не становилось так холодно в салоне, то можно одновременно включать отопитель.
Как устроен кондиционер.
Какой бы фирмы-производителя не был ваш железный красавец, система кондиционирования может отличаться в мелких деталях, но принцип у всех одинаков.
- Конденсатор- теплообменник, который чаще всего расположен за радиаторной решёткой, перед радиатором двигателя. Может иметь свой собственный вентилятор, но часто автопроизводители экономят на этом, и конденсатор имеет один общий с радиатором вентилятор.
- Компрессор- предназначен для перекачивания газообразного холодильного агента из испарителя в конденсатор.
- Терморегулирующий вентиль (ТРВ)- предназначен для понижения давления жидкого холодильного агента, чтоб он смог вскипеть в испарителе.
- Испаритель- теплообменник, который находится в салоне автомобиля и именно он даёт ту прохладу, о которой мы так мечтаем в жаркую погоду.
- Ресивер-осушитель- комбинированный сосуд, который помимо функции хранения холодильного агента, осуществляет его очистку от примесей и воды. Оснащён специальным глазком, где можно увидеть наличие фреона в системе.
Как же это все работает в комплексе? Элементарно, если у вас все исправно. Итак, вы нажимаете на кнопочку А/С на приборной панели и происходит подключение электромагнитной муфты компрессора, он начинает перекачивать холодильный агент (ХА). Жидкий ХА из ресивера-осушителя по трубочка попадает к ТРВ, где происходит понижение давления ХА до давления кипения и этот хладагент кипит в испарителе. Кипит- это тоже образно, он превращается из жидкости в газ и при этом отнимает тепло от окружающей среды. Далее этот газ попадает в компрессор, где его давление и температура повышаются и летит в конденсатор. Там при постоянном давлении газ превращается в жидкость и отдаёт своё тепло окружающей среде.
По этой схеме функционируют и бытовые холодильники и промышленные гиганты.
В качестве холодильных агентов используются фреоны R12 и R134a. Фреон R12 был запрещён международной конвенцией, как озоно-разрушающий газ и ему на замену стали повсеместно использовать R134a. По своим «потребительским» он похож на предшественника, но отличается по структуре. Фреон R12 используется с минеральным маслом, в то время, как R134a только с синтетическим маслом и эти мала ни в коем случае нельзя смешивать иначе будет засорена внутренняя часть системы и произойдёт поломка компрессора.
Учитывая стоимость R12 и R134a, то в старый автомобиль можно заправить фреоном R134a, но для начала систему необходимо промыть специальными средствами, для удаления старого масла, а потом заправив фреоном R134a произвести двух-кратную смену масла и фильтра.
Неисправности.
- Уход фреона через не плотности. Холодильный агент сам по себе очень текучий и легко может уходить через не плотности в местах соединений трубопроводов, компрессора или через поверхность конденсатора. Причина- старые резиновые уплотнения, различные повреждения трубок, коррозия теплообменников. Места повреждений обычно можно обнаружить визуально, в месте выхода будет масляный потёк ( хотя если трещина маленькая, то потёков может и не быть), с помощью специальных приборов или путём обмыливания трубок.
- Попадание воды и воздуха в систему. Они могут попадать через не плотности или при заправке системы с баллонов человеком, который относится к этому спустя рукава. Вода может замёрзнуть в ТРВ и перекрыть его, а воздух
привести к повышению давлению конденсации и остановке компрессора аварийным датчиком. Таких датчиков может быть два или один сдвоенный, который «смотрит» за давлением и если оно отличается от установленных значений, то выключает компрессор.
- Заклинивание компрессора. Причина может быть от плохой смазки, до перезаправки системы холодильным агентом.
- Отказ электроники. Здесь причин может быть множество.